Одаренные дети

Эту страничку я посвящаю работе с одарёнными детьми. Мы учимся писать рефераты, исследовательские работы, готовимся к  олимпиадам, участвуем в конкурсах, в общем, ищем, творим и побеждаем.

 

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей».

В.  А. Сухомлинский

 Пишем реферат и исследовательскую работу

Что такое реферат и как его писать?

Реферат – это изложенный в письменном виде доклад на заданную тему на основе собранной из различных источников информации с обязательными собственными выводами. Только тогда он будет уже не просто сухим пересказом слов других, а индивидуальной, творческой работой.

Это работа с  уже опубликованными источниками, освещающими необходимую тему, и является обобщением найденной информации. Чтобы создать качественную работу недостаточно просто переписать из разных книг куски текста, нужно изучить выбранные источники, своими словами передать основное содержание, подкрепив текст цитатами.

Реферат подразумевает работу  с информацией. Собрав материал по интересующей теме необходимо выделить в нем главное. Последовательно и логично изложить суть предмета. Суть реферата в том, чтобы с помощью накопленных другими людьми знаний раскрыть выбранную тему.

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.

Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.

Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Этапы (план) работы над рефератом

При составление реферата можно выделить несколько основных этапов:

  • Определите тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.
  • Задайте вопросы к этой теме. На эти вопросы вы и будете искать ответ.
  • Найдите материал по каждому из вопросов. Составьте конспект. Выделите опорные пункты, это поможет вам в дальнейшем продумывать логику изложения.
  • Составьте план основной части реферата.
  • Напишите черновик, объединив ваши конспекты в единую систему. Не забывайте делать сноски на источник информации. Изложение должно быть логичным и последовательным. Каждый последующий пункт должен быть так или иначе связан с предыдущим. Сформулируйте подзаголовки пунктов, вы затем отобразите их в содержании.
  • Прочитайте получившийся реферат. Представляйте себя при этом придирчивым и критичным читателем. Сами сделайте замечания и пожелания к своему реферату. Исправьте недочеты, повторите прочтение.
  • Покажите черновик педагогу.
  • Напишите чистовик реферата, учитывая замечания педагога.
  • Оформите свой реферат.

Реферат состоит из нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);
  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;
  • введение;
  • основная часть, состоящая из глав;
  • заключение;
  • список использованной литературы.

Во введении объясняется:

почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), каковы цель и задачи работы, чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых), какие методы исследования использовались;.

из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: «Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе … В заключении сформулированы основные выводы…»).

Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы — это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: «Таким образом,.. Можно сделать заключение, что… В итоге можно прийти к выводу…»)

В заключении  формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.

Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.

Описание книг

Автор(ы). Заглавие. — Место издания: Издательство, год издания. — Страницы.

Например:

Пушкин А. С. Стихотворения. — Спб.: Азбука, 1998. — 170 с.

Описание сборников

Заглавие. — Место издания: Издательство, год издания. — Страницы.

Например:

Литература: Справ. шк. — М.: Просвещение, 1996. — 600с.

Описание статей

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). — Год. — Номер. — Страницы статьи.

Например:

Уфимцева К. В стране русского языка // До 16 и старше. — 2001. — N° 1. — С. 5-8.

Если источник информации – Интернет, указать электронный адрес, дату посещения.

Например:

Жарникова С.В. «Так ли прост русский дед-Мороз?» //  [Электронный ресурс]. URL: http://vasilyev-museum.ru/stati/tak-li-prost-russkij-ded-moroz/ Дата посещения 22.03.2015.

Ни в коем случае не копируйте готовый реферат из Интернета. Это плагиат.

 

Исследовательская работа

Исследовательская работа является опытом самостоятельной работы

Примерный план исследовательской работы.

  1. Вводная часть. Обоснование выбора темы:
  • ее актуальность, связь с настоящим, значимость в будущем, современные подходы к решению проблемы;
  • новые, современные подходы к решению проблемы;
  • наличие противоречивых точек зрения на проблему в науке и желание в них разобраться;
  • противоположность бытовых представлений и научных данных о заинтересовавшем факте истории;
  • личные мотивы и обстоятельства возникновения интереса к данной теме.
  1. Основная часть:
  • суть проблемы или изложение объективных исторических сведений по теме работы;
  • критический обзор источников;
  • собственные сведения, версии, оценки.
  1. Заключение:
  • основные выводы;
  • результаты и личная значимость проделанной работы;
  • перспективы продолжения работы над темой.
  1. Список использованной литературы.
  2. Приложения: документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т. д. (по желанию).

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Готовимся к олимпиаде

Список литературы, Интернет-ресурсов и других источников для подготовки к олимпиаде по русскому языку

1) Научная и методическая литература

А) Основная литература:

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 1. М.: Просвещение, 2008.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 2. М.: Просвещение, 2009.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 3. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык. Всероссийские олимпиады. Вып. 4. М.: Просвещение, 2012.

Б) Дополнительная литература:

Введенская Л.А., Колесников Н. П. Этимология. М., 2004.

Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных. Отв. ред. Н.Ю. Шведова, М., 1994.

Норман Б.Ю. Русский язык в задачах и ответах. М., 2013.

Панов М.В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках. М., 2007.

Шанский Н.М. Лингвистические детективы. М., 2010.

Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М., «Аванта+», 2000.

2) Специализированные словари

Алексеева Л.М. и др. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М., 2006.

Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов русского языка. М., 2004.

Березович Е.Л., Галинова Н.В. Этимологический словарь русского языка. 7-11 классы. 1 600 слов, происхождение, исторические связи. M., 2013.

Бобылев В.Н. Краткий этимологический словарь научно-технических терминов. М., 2004. Бурцева В.В. Словарь наречий и служебных слов русского языка. М., 2007.

Буцева Т.Н. и др. Новые слова и значения. ТТ. 1-2. СПб., 2009.

Введенская Л.А. и др. Словарь синонимов и антонимов русского языка. М., 2008. Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. М., 2002.

Гильбурд А.М. Словарь описательных синонимов русского глагола. Сургут, 2003. Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. М.-Владимир, 2009.

Горбачевич К.С. Современный орфоэпический словарь русского языка. М., 2009. Епишкин Н.И. Краткий исторический словарь галлицизмов русского языка. Чита, 1999. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь служебных частей речи русского языка. М., 2004. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. М., 2010 (обратный).

Иванова Н.Н. и др. Словарь языка поэзии. М., 2004.

Ким О.М. Словарь грамматических омонимов русского языка. М., 2004.

Кожевникова Н.А. Материалы к словарю метафор и сравнений русской литературы XIX-ХХ вв. М., 2000.

Козлова Т.В. Идеографический словарь русских фразеологизмов с названиями животных. М., 2001.

Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М., 1986.

Лепнев М.Г. Словарь непроизводных предлогов современного русского языка. СПб., 2009. Мгеладзе Д.С., Колесников Н.П. От собственных имен к нарицательным. Тбилиси, 1970. Окунева А.П. Русский глагол. Словарь-справочник. М., 2000.

Окунева А.П. Словарь омонимов современного русского языка. М., 2002.

Псковский областной словарь с историческими данными. Вып. 1- . Л., 1967.

Рогожникова Р.П. Словарь устаревших слов русского языка. М., 2005.

Рут М.Э. Этимологический словарь русского языка для школьников. — М., 2008.

Сазонова И.К. Толково-грамматический словарь русского языка. Глагол и его причастные формы. 2500 глаголов. 7500 причастий. М., 2002.

Словарь русских народных говоров. Вып. 1- . М.-Л., Л., СПб., 1965.

Тамерьян Т.Ю. Историко-этимологический словарь латинских заимствований. Владикавказ, 2009.

Успенская И.Д. Современный словарь несклоняемых слов русского языка. М., 2009. Федосов Ю.В. Идеографический антонимо-синонимический словарь русского языка. М., 2001.

3) Интернет-ресурсы:

http://www.rosolymp.ru/ — портал Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

http://www.philologia.ru/ — учебный филологический ресурс, с помощью которого можно научиться читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

www.etymolog.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка.

Также могут быть использованы материалы с порталов

http://gramota.ru

http://gramma.ru

http://slovari.ru

http://dic.academic.ru

http://ruscorpora.ru

 

Проверьте свои знания, выполнив задания олимпиад прошлых лет

1. Олимпиада по русскому языку для 7 класса;

Скачать файл

2. Олимпиада по русскому языку для 8 класса;

Скачать файл

3. Олимпиада по русскому языку для 9 класса;

Скачать файл

4. Олимпиада по русскому языку для 10 класса;

Скачать файл

5. Олимпиада по русскому языку для 11 класса.

Скачать файл

 

Результаты работы

1 а). Исследовательская работа по русскому языку на тему: «Фразеологизмы новозаветного происхождения в современном русском языке».

Скачать исследовательскую работу

б) Презентация к исследовательской работе по русскому языку на тему: «Фразеологизмы новозаветного происхождения в современном русском языке».

 Скачать презентацию

2 а) Исследовательская работа по литературе на тему «Любовь в жизни и творчестве В.В. Маяковского».

Скачать исследовательскую работу

б) Презентация к исследовательской работе по литературе на тему «Любовь в жизни и творчестве В.В. Маяковского».

 Скачать презентацию

3 а)  Исследовательская работа по литературе на тему «Художественные образы и символика в лирике С. Есенина».

Скачать исследовательскую работу

б) Презентация к исследовательской работе по литературе на тему «Художественные образы и символика в лирике С. Есенина».

 Скачать презентацию

4. Исследовательская работа по литературе на тему «А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости».

 Скачать исследовательскую работу

5 а) Реферат по литературе на тему «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».

Скачать реферат

б) Презентация к реферату по литературе на тему «Адресаты любовной лирики А.С.Пушкина».

 Скачать презентацию

6 а) Реферат по литературе «Лермонтов – живописец и художник слова».

Скачать реферат

б) Презентация к реферату по литературе «Лермонтов – живописец и художник слова».

 Скачать презентацию

7 а) Реферат по литературе «Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина».

Скачать реферат

б) Презентация к реферату по литературе «Москва в жизни и творчестве А.С. Пушкина».

 Скачать презентацию

8 а) Исследовательская работа по литературе на тему «Загадка чёрных котов в произведениях Э. Т. А. Гофмана,  А. Погорельского и М. А. Булгакова».

Скачать исследовательскую работу

б) Презентация к исследовательской работе по литературе на тему «Загадка чёрных котов в произведениях Э. Т. А. Гофмана,  А. Погорельского и М. А. Булгакова».

 Скачать презентацию

9 а) Исследовательская работа по литературе на тему «Эволюция темы родины в творчестве С. А. Есенина».

Скачать исследовательскую работу

б) Презентация к исследовательской работе по литературе на тему «Эволюция темы родины в творчестве С. А. Есенина».

 Скачать презентацию

10 а) Исследовательская работа по литературе на тему «Образ «маленького человека» в произведениях русских писателей».

Скачать исследовательскую работу

б) Презентация к исследовательской работе по литературе на тему«Образ «маленького человека» в произведениях русских писателей».

Скачать презентацию

 

11. Учителям посвящается… (презентация Об учителях).

Скачать презентацию

Поделись с друзьями

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

3 комментариев к записи Одаренные дети

  • Людмила говорит:

    Уважаемая Татьяна Владимировна, посмотрела работы Ваших учеников. Стоит отметить их глубину и самостоятельность. Очень понравилась работа о ветхозаветных фразеологизмах. Буду использовать ее при подготовке к олимпиаде. Спасибо.

    • Константин говорит:

      Без вмешательства преподавателей не обошлось. Видна рука мастера.

      • Tatyana говорит:

        Роль преподавателя — направляющая. Просто учащиеся высокомотивированные (старшие классы). А за «мастера» спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Галерея