Портфолио
Портфолио
учителя русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 23 г. Коврова Владимирской области
Рулько Татьяны Владимировны
Раздел I. Общие сведения об учителе.
Окончила Ивановский Государственный университет филологический факультет по специальности «русский язык и литература» в 1993 году. Присвоена квалификация «Филолог. Преподаватель».
Работать учителем русского языка и литературы начала в МОУ СОШ № 23 с 1993 года. Трудовой и педагогический стаж (общий и в данном ОУ) – 19 лет.
Курсовая подготовка:
- 2008 – 2009 учебный год: «Курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы со сложившейся системой работы» (по итогам курсов представлена курсовая работа по теме «Развитие коммуникативной компетенции учащихся через различные виды речевой деятельности»);
- 2008 – 2009 учебный год: краткосрочное обучение на базе РАЕН по курсу «Экологизация учебно-воспитательного процесса посредством здоровьесберегающих технологий» (по итогам курса сдала экзамен);
- 2009 – 2010 учебный год: курс «Компьютерные технологии для преподавателя».
- 2010 – 2011 учебный год: Областной семинар «Технология проблемного урока» на базе ВИПКРО. (Курсы № 452)
- 2011 — 2012 учебный год: «Использование Электронных Образовательных Ресурсов (ЭОР) в образовательной деятельности». Учебный интернет-ресурс НОУДПО «Академия АйТи».
- 2012 – 2013 учебный год: Семинар на базе ИМЦ «Использование интерактивной доски на уроках русского языка».
Раздел II. Учебно-методическая деятельность.
Исходя из реальностей сегодняшнего дня, когда «продуктом» образования должна стать социально-ориентированная личность, возрастания требований к универсальности знаний, учитывая уровень развития учащихся, целью своей педагогической деятельности считаю воспитание самостоятельно мыслящей личности, способной адекватно выражать свои мысли и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, формирование у учащихся умения и желания самосовершенствования и самообразования.
Достижение этой цели вижу возможным через эффективное построение учебного процесса, применение технических средств обучения, современных образовательных технологий, учитывающих разноуровневую подготовку учащихся; через привлечение школьников к исследовательской работе по предмету, к участию в различного рода конкурсах и олимпиадах.
Как учитель-предметник, считаю, что главная задача моей педагогической деятельности — не только дать определённые знания (расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить русскую и мировую литературу как сокровище мировой культуры), но и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. То есть, выходя из школы, выпускники должны уметь грамотно писать и говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, уметь активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию собственных творческих способностей.
Для реализации поставленной цели преподавание курсов русского языка и литературы веду на основе государственных программ и стандартов образования:
- Основной программой по русскому языку, по которой я работаю, является программа доктора педагогических наук М. М. Разумовской. Выбор этой программы и, соответственно, учебника во многом определила проблема, над которой я работаю в процессе обучения: «Развитие коммуникативной компетенции учащихся». Учебник русского языка под редакцией М. М. Разумовской ориентирован на всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения – понимания, говорения, письма, что обеспечивает формирование коммуникативной компетенции учащихся. В свою очередь, владение всеми видами речевой деятельности в большей мере позволяет формировать у учащихся элементарную лингвистическую компетенцию, которая включает необходимые знания по лингвистике и важнейшие сведения об учёных-русистах, и языковую компетенцию, включающую в себя знание самого языка, владение языковыми нормами, в том числе орфографическими и пунктуационными. Учебник под редакцией М. М. Разумовской обеспечивает заданиями, необходимыми для развития всех названных компетенций.
- В старшем звене преподавание русского языка веду по УМК И. В. Шамшина, Н. Г. Гольцовой. Данная программа выбрана в связи с переходом итоговой аттестации на форму ЕГЭ. Материал учебника позволяет повторить и углубить знания учащихся по всем разделам языкознания, содержит задания по стилистике и развитию речи, а также тексты для комплексного анализа.
- Литературу преподаю по программам Г. И. Беленького и Г. С. Меркина. На мой взгляд, они оптимально отвечают задачам компетентностного подхода в обучении, цели развития мыслительной и речевой деятельности учащихся.
Приоритетным направлением образования я считаю формирование у учащихся ключевых компетенций, общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Стараюсь развивать у школьников умение самостоятельно и мотивированно организовать познавательную и исследовательскую деятельность, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, выражать свои мысли посредством языка, оценивать чужие взгляды и высказывать свои. Я применяю на уроках элементы различных образовательных технологий, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, развиваю умение владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.
Образовательные технологии, применяемые в учебном процессе:
- Информационно-коммуникативная.
- Исследовательская.
- Проектная.
- Игровая технология.
- Технология проблемного обучения.
- Здоровьесберегающая.
Большое значение приобретает на моих уроках использование ИКТ. Применение ИКТ мною ведется в двух направлениях: как форма иллюстративно-наглядного метода и создание самостоятельного электронного продукта. В первом случае учащиеся имеют возможность комментировать увиденное, делать замечания и вносить дополнения, а при самостоятельной подготовке презентаций развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа (художественная, критическая литература, Интернет-ресурсы, различного рода словари и пр.), извлечения необходимой информации из источников, отделение основной информации от второстепенной, передачи содержания информации в соответствии с поставленной целью, а также и такие речеведческие умения, как понимание текста, выделение главного, презентация полученной информации.
Учащиеся овладевают умениями и навыками поиска и систематизации информации как основы решения исследовательских задач. Поэтому на своих уроках стараюсь реализовать исследовательскую деятельность. Предметом исследования могут быть тексты художественной, критической литературы, языковой материал и т. д.
Перспективной считаю проектную деятельность учащихся. Она тесно связана с исследовательской деятельностью, развивает творческие способности учащихся, приучает к самостоятельности, стимулирует их поисковую активность. Кроме того, проектная деятельность – одно из эффективных средств развития коммуникативной компетенции учащихся.
Готовый продукт проекта может быть любым, в зависимости от фантазии и творчества учащихся и педагога, в том числе и мультимедийный продукт.
В своей работе и я, и ребята используем презентации, выполненные в программе Power Point, SMART Notebook 10. Составленные презентации помогают не только в проведении уроков, но и во внеклассной работе. Выступления учащихся становится ярким, запоминающимся. Создан банк презентаций к урокам русского языка и литературы, в том числе и для работы на интерактивной доске.
Готовясь к урокам, я использую Интернет-ресурсы, CD-диски общества «Кирилл и Мефодий» (электронную энциклопедию, уроки литературы и т. д.).
Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения. Проблемные ситуации отвечают целям формирования системы знаний, вызывают собственную познавательную деятельность и активность на уроках русского языка и литературы. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.
Не обхожу стороной и игровые технологии. Это всевозможные игры-соревнования, повышающие интерес к предмету и мотивацию учащихся, и ролевые игры, способствующие дальнейшей успешной социализации учеников (например, брейн-ринги, ролевые игры «Я учитель», «Суд над Раскольниковым»).
На уроках использую элементы здоровьесберегающей биоадекватной методики, основанной на развитии целостного (биполярного) мышления человека посредством использования естественных механизмов приёма-передачи информации (всех каналов восприятия) в динамике смены активности и покоя. Применяю активные методы обучения (АМО), которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы, и характеризуются высоким уровнем активности участников.
Я работаю в классах педагогической нормы, но, по данным психологического обследования, лишь некоторые учащиеся имеют уровень интеллектуального развития выше среднего, основная часть учащихся – это ребята со средним и даже низким уровнем развития. Поэтому я осуществляю дифференцированный подход к каждому ребенку, стремлюсь помочь развить личность ученика с учетом его склонностей, способностей и интересов. Это позволяет построить индивидуальную образовательную траекторию отдельного ученика, осуществить личностно-ориентированный подход к обучению. На своих уроках я стараюсь дифференцировать задания по степени сложности и по степени оказания помощи ученику со стороны учителя. С этой целью использую карточки разной сложности, разноуровневые контрольные работы, задания развивающего характера (на развитие письма, говорения, памяти, внимания, структурности мышления и пр.), предлагаю учащимся выбрать задание, соответствующее их уровню развития.
Свою деятельность стараюсь строить в атмосфере сотрудничества, сотворчества учителя и учеников.
На своих уроках я применяю различные формы организации учебной деятельности: фронтальную, индивидуальную, парную, групповую, коллективную.